Образование: Кембриджский
университет, специальность "Английская литература".
Женщины которыми она восхищается:
Кэтрин Хепберн, Бэтт Мидлер, Элизабет Тейлор.
Рэйчел Вайс (или Вейс) родилась в
семье эмигрантов-евреев, в 30-е годы сбежавших из Германии на Туманный Альбион.
Семья не имела никакого отношения к миру искусства: мать, про исходившая из
Вены, занималась психоанализом, а отец, уроженец Венгрии, зарабатывал на жизнь
разработкой медицинского оборудования. Впрочем, вполне благополучная жизнь и наличие
двух дочерей не помешало родителям будущей знаменитости развестись, когда она
была подростком.
Рэйчел было лет 15, когда она
впервые попробовала себя в публичной профессии - в качестве модели. Но играть
она начала лишь поступив в знаменитый кембриджский Тринити Холл. Теперь она
охотно делится с журналистами воспоминаниями той поры:
- В студенческом театре ты как
·бы развиваешь разные мускулы. Еще раньше я слышала о кембриджских
режиссерах-тиранах, которые кричат на актеров: "Будь помидором!" или
"Сыграй мне теннисный мяч!" Они и вправду будто пропускают тебя через
выжимальную машинку, подвергая более сильным унижениями, чем те, с которыми
обычно сталкиваешься в обычной жизни. Но сейчас мне кажется, что это было
хорошей подготовкой к актерской работе на большой сцене. Мы все были страстно
увлечены и представляли себе, как будем играть в лучших театрах мира.
Я не происхожу из театральной
семьи и практически не увлекалась этим, учась в средней школе, но в Кембридже я
с самого начала почувствовала, что игра - это то', чем мне хочется заниматься.
Рэйчел часто и довольно успешно
появлялась на сцене; еще будучи студенткой-первокурсницей. Были, правда, и
мелкие неудачи: "Хуже всего я исполнила роль невесты в "Кровавой
свадьбе" по Лорке - настолько плохо, что мои родители заявили, шутя лишь
наполовину, что мне стоит подумать о выборе какой-нибудь другой
профессии".
" Но Рэйчел не собирал ась
сворачивать с "выбранного пути. На втором курсе вместе с несколькими друзьями
она организовала собственную театральную труппу - "Кембриджские говорящие
языки". Это было нечто вроде экспериментального театра - их спектакли обходились
без сценариев и состояли из смелых импровизаций. Одна из таких постановок, задокументированная
в виде пьесы кем-то из коллег, стала подарком на 18-летие Рэйчел. "Не скажу,
что этот текст был великолепен, - улыбается она сегодня. Наши спектакли были
чем-то другим: главными в них были энергетика и само исполнение. Возможно; это
прозвучит несколько претенциозно, но я охарактеризовала бы их как
трагикомический абсурд. В этих постановках действие происходило чрезвычайно
быстро, с включением французской пантомимы и молниеносных диалогов, с бурной жестикуляцией
и множеством почти акробатических телодвижений, после которых нередко
оставались синяки".
Однако, помимо студенческого театра,
была еще и учеба на факультете английской литературы: Рэйчел много и увлеченно
читала. "В Тринити Холле было много юристов, Вспоминает она. - Конечно, изучение
права требует много труда. К нам они относились немного высокомерно, считая,
что мы проводим время в безделии, валяясь на диване' и почитывая книжки".
Про Рэйчел, во всяком случае, подобного сказать было нельзя. Она относилась к
своим занятиям серьезно и скрупулезно, особенно увлекшись, литературоведение и
критикой:
- Мне ужасно нравился разбор
произведений. Существует традиционное представление о подобных занятиях:
каминный зал, полный мудрствующих мужчин и женщин, которые пытаются оспорить твое
мнение - даже будучи с ним согласными просто для того, чтобы проверить твое
умение отстаивать собственную точку зрения. Люди говорят, что академическая
жизнь - это пребывание в башне из слоновой кости. Я же отвечаю на это: "Ну
и прекрасно!"
Одно время Рэйчел даже всерьез
подумывала об академической карьере и собиралась писать докторскую диссертацию.
У нее были для этого основания - ее курсовые работы отличались глубиной и серьезным
аналитическим подходом. Но любовь к актерству все, же оказалась сильнее.
По окончании университета одаренной
девушке предложили место в театральной школе, но она решила отказаться. Вместо
этого Рэйчел начала сниматься на телевидении, погрузившись в эту работу с присущей
ей увлеченностью. "Я постоянно училась, начиная с четырехлетнего возраста.
В двадцать я почувствовала, что теперь пришло время работать", - объясняет
она.
Дебют Рэйчел Вайс на большом
экране состоялся в 1996 году - в "Исчезающей красоте" мэтра кинематографа
Бернарда Бертолуччи. Хотя звездой этого фильма стала юная Лив Тайлер,
исполнительнице ее экранного антипода - а именно такая роль досталась Рэйчел - также
удалось обратить на себя внимание знатоков. В результате молодая английская
актриса получила свое первое приглашение в Голливуд - сниматься в - экшене "Цепная
реакция" вместе с такими знаменитостями, как Кеану Ривз и Морган Фримен.
Впрочем, фильм вышел явно неудачным и в прокате провалился, вызвав у Рэйчел
огромное разочарование. "Я думаю, что картина получилась ужасной, -
говорит она. Однако, несмотря ·на это, на моей карьере этот провал не сказался негативно.
Все шишки посыпались на Кеану Ривза. Хотя и он явно не был виноват".
Университетские занятия литературной
критикой научили Рэйчел оставаться объективной по отношению к самой себе. Так и
в случае с "Цепной реакцией": - Я чувствовала себя как обычный
зритель. В момент первого просмотра готового фильма я все еще была в Америке -
на следующий день должна была состояться шумная премьера. Но как только я увидела
то, что у нас получилось, я бросилась в отель, упаковала чемоданы и тут, же
улетела домой. У меня было сильное ощущение, что праздновать тут будет нечего. После такого - неудачного вояжа в
Мекку кинематографа Рэйчел сделала вывод, что лучше
сниматься пусть в менее дорогостоящих, но зато более качественных проектах.
Которые и не замедлили последовать: "Выброшенный морем" и "Gоiпg
AII the Way" в 1997 году, "Земные девушки" и "Я хочу
тебя" в 1998-м. Все эти фильмы были разноплановыми и более или менее нестандартными,
что позволило актрисе продемонстрировать свои способности в самых разных амплуа
- злодейском, комическом, трагедийном. Однажды у нее спросили: "А какой же
из имиджей наиболее близок вам самой?" - "Мой любимый имидж - фотография,
сделанная на "Полароиде", - отделалась Рэйчел шуткой. Она
предпочитает оставаться актрисой, способной воплотиться в любой образ.
А тем временем, несмотря на первое
разочарование, Голливуд продолжал манить Рэйчел Вайс своим призрачным блеском -
как и любого из ее коллег во всем мире. Поэтому она с интересом прочла предложенный
ей сценарий "Мумии", после чего не могла дождаться начала съемок. "Мне показалось, что для· меня там имеется просто отличная женская роль, -
говорит актриса. - Эта роль была одновременно характерной и комедийной. Обычно женщины
в подобных фильмах играют лишь своего рода декорации с единственной отведенной
для них репликой - истошным "Помогите!"
в нужный момент. На роль в "Мумии" была не сталь стереотипной - скорее,
довольно необычной".
Сами съемки действительна, оказались
увлекательными, хотя и невероятна сложными. Большая их часть проходила в
пустыне, где жара достигала 50. градусов па Цельсию и выше. Но эта была не единственной
проблемой. Рэйчел довелось пообщаться с немалым количеством довольно неприятней
живности. С особым отвращением она вспоминает ... верблюдов: "Они
действительно ужасны. Они смердят и ненавидят людей. Они отвратительны, у них
зловонное дыхание, а когда их погоняешь, они невероятно громко кричат самым
мерзким голосами"
Верблюды также были не последней
напастью. "Еще там были скорпионы, - при этом воспоминании Рэйчел
передергивает. - Их была так много, что нельзя была, скажем, просто присесть
где-нибудь на камень. Особенно опасными были ночные съемки".
После всего этого Рэйчел едва ли
не с симпатией воспринимала еще одних своих "партнеров" па фильму -
крыс. "Они даже бегали па мне, но это уже не было так страшно. Ведь эта
были дрессированные крысы почти актеры, а не их сородичи из лондонских мусорных
баков. Они снимались уже во многих фильмах, и у них даже был свай агент, который
и представил мне их как-то утрам", - смеется Рэйчел.
Другой партнер актрисы - исполнитель
главной роли Брэндан Фрейзер - испытывал сваи трудности, иногда почти фатальные.
"Однажды ан едва не погиб, - рассказывает Рэйчел. - Эта была в сцене с повешением.
Его едва не пришлась реанимировать".
"Однако даже этот эпизод ни
на час не прервал рабочий процесс, говорит она, наполовину восхищена, наполовину
возмущенна. - Ват так обычно и происходит на съемочной площадке крупного
фильма: секунду назад ты был на волоске от смерти, однако тебя лишь переспрашивают:
"Ты в порядке, дорогой?"а
затем командуют: "Работаем дальше!" Здесь время действительна деньги,
и в этом все".
В случае с "Мумией" все
мучения оказались оправданными - фильм завоевал огромный успех как в США (собрав
уже в первую неделю показа белее 50 миллионов долларов), так и за их пределами.
В результате на Рэйчел Вайс посыпалось множество самых выгодных предложений от голливудских
воротил. Однако она предпочла вновь вернуться в Англию и сосредоточиться на
сваей "первой любви" - театре. "Сцена для меня белее важна, потому
что в ней и заключается моя профессия, объясняет актриса. - Театр возвращает к некой
первооснове, к самым глубинам твоего сердца и к настоящей технике драматического
искусства. Но тут нужно быть осторожной, потому что. пребывание на сцене - это
действительно своего рода магия".
Тем не менее, Рэйчел не могла не прервать,
свой "театральный период" ради предложения Ральфа
Файнеса. В "Рассвете" - драме о жизни Стрех поколений венгерских
евреев, поставленной по произведению Иштвана Сабо - она сыграла возлюбленную
персонажа, которого и исполнял известный британский сердцеед. Интересно, что
знакомство Рэйчел Вайс с семейством Файенсов продолжилось и в следующем после
этого году - в популярной у нас военной драме "Враг у ворот" она
снялась вместе с младшим братом красавца Ральфа - Джозефом.
В 2005 году Вайс снял ась в
фильме «Преданный садовник», который основан на одноименной книге Джона ле
Карре. За роль в этом фильме в 2006 году она получила награду «30ЛОТОЙ глобус»
в номинации «Лучшая актриса второго плана». Также фильм был номинирован на премию
«Оскар» в нескольких номинациях, - включая номинацию «Лучшая актриса второго плана».
Рэйчел получила и эту награду за работу в картине.
В конце 2006 года на мировые экраны
вышел фильм «Фонтан», автор сценария и режиссёр которого - её гражданский муж
Даррен Аронофски (у них общая дочь).
Кроме того, летом 2006 года Вайс приступила к
съёмкам в фильме «Мои черничные ночи» культового режиссёра Вонга Карвая. Фильм вышел
в 2007 году. А предложения продолжают сыпаться как из рога изобилия. В том
числе и довольно неожиданные. "Американский "Плейбой" пригласил
меня сняться на постер, который помещается в середине журнала, - с улыбкой рассказывает
Рэйчел -я спросила у своего агента, что это
собой преддставляет, и он ответил: "Полная обнажена". Интересно, как
они собирались меня представить – плей-герл-егептолог".